Шведское восстание: явление Raggare в автомобильной культуре - «Тюнинг»
Фото: www.nikonforum.se
Стокгольм, наши дни. По улице, грозно бурля своим V8, проезжает классический Понтиак, набитый выпившими парнями и девушками. Они – поклонники американской рок-культуры поздних 50-х годов. Они – raggare.
Изучая стили и направления тюнинга, неизбежно сталкиваешься с людьми, благодаря которым те или иные проявления культуры увидели свет. Мы уже знаем о бандитских группировках и дальнобойщиках Японии, европейских тюнерах, а также о молодёжи США времён окончания Второй мировой войны. Сегодня же речь пойдёт о наиболее противоречивом и ярком явлении автомобильной культуры Скандинавии, а может, и всего мира. Ведь именно на этом полуострове более полувека назад зародилось движение Raggare, объединившее шведскую молодёжь и американские автомобили. Как такое вообще возможно?
Зарождение
Кто бы мог подумать, что Швеция с её вполне достойным уровнем автомобилестроения превратится в центр поклонения классическим американским седанам и купе? Гораздо более вероятным выглядел бы костяк из фанатов Вольво и Саабов. Такие, безусловно, есть, но рассвет в середине 50-х годов рок-н-ролла и всего, что с ним связано, смёл всё на своём пути. Не устояла и Швеция. Что нужно было молодым людям в тот период? Свобода мыслей, любви и самовыражения. Великолепным компаньоном в этом стремлении выступал автомобиль. И хотя это же время характеризовалось рассветом шведской автомобильной промышленности (Volvo тогда экспортировала в США более 5 000 машин в год – почти 20% от общего объёма производства), импорт новоявленных масл-каров также имел место быть. Нетрудно догадаться, что восьмицилиндровые Бьюики и Понтиаки подарили шведской молодёжи то, чего им так не хватало, – дух свободы. Их поведение не вписывалось в уклад послевоенного европейского общества: распитие спиртных напитков, секс на заднем сиденье, небезопасная езда с большим количеством пассажиров в салоне. Термины «beer car» (т.е. тачка для поездок за пивом или для распития пива) и «raggare» появились именно в тот период. На языке оригинала такой транспорт именуется «Pilsner Bilar».
Большой американский автомобиль сам по себе был уникален в сравнении с европейскими моделями, а посему отлично подходил парням не только для пьяных покатушек с доносящимися из динамиков аккордами Литл Ричарда, но и для «пикапа». Речь, конечно, о привлечении внимания девушек, а не о перевозке хлама в кузове внедорожника. Ввиду этого тюнинг практически не применялся. К тому же в то время в Скандинавии он попросту не был доступен для подобных редких машин. Легкомысленных дам зачастую перевозили прямо снаружи – благо широкие крылья и капоты «американцев» отлично для этого подходили. В 1959 году в кинопрокаты вышел фильм «Raggare!», повествующий о жизни молодёжи, относящейся к данной субкультуре. Этот факт послужил толчком к популяризации движения в Швеции и соседних странах, а появившийся в 1960 году Pontiac Bonneville впоследствии стал настоящей классикой raggare.
Развитие
Топливный кризис в США в 1970-х годах снизил спрос на мощные модели, а многие из купивших их ранее стремились избавиться от них по бросовым ценам. Шведы воспользовались ситуацией, начав скупку американских машин. Поэтому в автомобильной истории Швеции эпоха Creedence Clearwater Revival ознаменована массовым притоком машин из-за океана. Пятиметровые седаны и купе на фоне выверенно-лаконичных Volvo выглядели сущим безумием – то, что нужно для raggare! В пригородах Стокгольма можно было встретить даже редкие, выпущенные тиражом всего в несколько сотен, масл-кары, купленные всего за пару тысяч долларов. Состояние автомобиля и его внешний вид значения не имели, поэтому немногие углублялись в тюнинг и реставрацию этой техники. В то время как сами американцы не уставали совершенствовать свои Hot-Rod’ы, скандинавы довольствовались лишь фактом владения «американской мечтой» в формате четырёх колёс и восьми цилиндров. С тех пор многим автомобили raggare запомнились как ржавые и потрёпанные рыдваны, дополняющие образ собственных владельцев – рокеров и беспредельщиков в джинсовых или кожаных куртках, ковбойских сапогах и с беспорядочно уложенными волосами.
Фото: Goa Pilsnerbilar
Современная сцена
Развитию и становлению raggare на всём его полувековом пути служил не только кинематограф, но и другие сегменты индустрии развлечений. Течению посвящена песня Магнуса Уггла 1975 года «Raggarna»; оно регулярно упоминалось в средствах массовой информации вследствие беспорядков, которые его члены учиняли. В 70-х произошёл разлад между raggare и панк-рокерами, в результате которого последние постоянно упоминали участников течения в своих песнях, бранно о них отзываясь. Позже на экраны вышел телесериал «Ronny & Ragge», в котором два друга искали приключения на своём потрёпанном Ford Taunus. В 1996 году символика raggare появилась на шведских почтовых марках стоимостью 12 крон, что не давало усомниться: это неотъемлемая часть истории страны.
Raggare существует и по сей день, несмотря на то, что мода неоднократно успела вознести и погасить популярность рок-культуры 50-60-х годов. Современное движение в одной лишь Швеции насчитывает около полумиллиона человек. Их число пополняют люди из Норвегии, Германии, Австрии и даже России. Возраст шведских raggare колеблется от 18 до 60 лет, а некоторые семьи насчитывают до трёх поколений, непосредственно причастных к этому движению. Характерно, что новички фанатеют именно от классической рок-музыки, а не современных её интерпретаций.
Если в прошлом веке сообщества встречались еженедельно в составе нескольких десятков человек, то сегодня проводятся ещё и крупные ежемесячные и ежегодные мероприятия. Одно из таких – июльский фестиваль Sweden Power Meet в городе Вестероса, что в сотне километров к западу от Стокгольма. Это событие каждый год собирает более десяти тысяч классических американских автомобилей, которые условно можно разделить на два типа. Первый – экземпляры, доведённые до технического и эстетического совершенства в лучших традициях реставрации. Блистая хромом на свежевыкрашенных кузовных панелях, они противопоставляются второй группе участников – откровенно «трэшевым» машинам и их владельцам. Кои не стесняются покрытых коррозией крыльев и перекошенных дверей и ведут себя так, как вели их предшественники: выпивают литры алкоголя, громко кричат старые хиты и завоёвывают внимание слабого пола.
Sweden Power Meet является самым крупным фестивалем поклонников «правильных» американских автомобилей. Фанаты и реставраторы масл-каров каждый год съезжаются в Вестеросу в том числе с целью приобретения редких запчастей, так как шанс найти их там гораздо выше, чем в США. Это неудивительно – в прошлом веке в Швецию ежегодно импортировалось более пяти тысяч таких машин.
Таким образом, raggare – не вид автомобилей и не стиль тюнинга. Это глобальное социальное явление, объединившее людей и машины с разных частей света. Невозможно стать raggare, не увлекаясь американской рок-культурой середины XX века и не владея «фулл-сайз» автомобилем. Тем не менее движение развивается, затягивая в себя новые возрастные и социальные группы из Скандинавии и соседствующих регионов. И помните: вы можете любить джазовую музыку или хип-хоп, но, если любите большие автомобили из Старого Света – их появлению в Европе вы обязаны именно raggare.