Автомобиль как холст: произведения искусства на колесах - «Тюнинг»
Далеко не каждый искусствовед считает, что произведения искусства можно найти только на выставках да в музеях. Более того, почти половина зрительской аудитории, что таскается на модные инсталляции, считает произведением искусства не всякий представленный там экспонат. Зато практически все автолюбители смотрят на свои машины если не как на шедевр инженерной и дизайнерской мысли, то как минимум на творение, уверенно к этому шедевру стремящееся.
Замкнуть эту кривую логической последовательности вдруг решились художники со всего света, поскольку они одинаково сильно любили и живопись, и автомобили. Объединив две своих страсти, эти господа представили публике то, что в их творческом понимании максимально приближено к идеалу. Абсолюту, если угодно. Так что сегодняшняя подборка посвящена наиболее выдающимся произведениям искусства… на колесах!
Вернисаж BMW
Такое явление, как BMW Project Car Art возникло с подачи французского гонщика Эрве Пулена в 1975 году. После приобретения спорткупе BMW 3.0 CSL этот мсье попросил своего друга, Александра Кальдера, расписать новый автомобиль. Как ни странно, тот просьбой не пренебрег и с заданием неплохо справился, хотя был скульптором и не любил работать с готовыми формами. Вскоре проект так понравился публике, что к нему год за годом стали подключаться все новые представители поп-арта. Эта спонтанная художественная эстафета длилась (с перерывами) до 2010-го, а «экспозиция» разрослась до 17 машин. Каждая – с пропеллером BMW на капоте.
Возможно, арты из вернисажа ранних моделей BMW теперь кажутся не такими уж привлекательными. Все потому, что художники пытались изобразить на корпусе автомобилей скорость, хотя и работали каждый в своей стилистике. К примеру, клетчатое купе 320i Лихтенштейна на фото часто принимают за игрушку
Среди авторов такой «картинной галереи» на колесах было множество звезд, из которых сложно выделить кого-то особо. К примеру, в проекте поучаствовали создатель провокационных комиксов Рой Лихтенштейн и знаменитый ученик Сальвадора Дали, Эрнст Фукс. Однако фигура Энди Уорхола в отдельном представлении не нуждается – этого мастера визуального искусства, пожалуй, знает каждый. Его экспонат оказался четвертым по счету в вернисаже Car Art. Для росписи Уорхол выбрал модель BMW M1 Group 4 Race Version.
Стоит отметить, что «Баварские моторы» были несказанно рады отдать свое новейшее «купе для чемпионов» на растерзание художнику. Проект Car Art хоть и возник случайно, без инициативы кого-то из пиарщиков концерна, всего за несколько лет набрал большую популярность. Ориентируясь на ажиотаж, который вызвали три предыдущих раскрашенных спорткара, бренд BMW мог использовать общественное внимание в качестве дополнительной раскрутки своей продукции, поэтому для будущих инсталляций художники получали самые новые модели компании. Энди Уорхол, в частности, привнес в проект большую глубину и значимость, раскрасив купе М1 собственноручно. До него художники работали с моделями в масштабе 1:5, а рисунок на настоящие машины с эскизов переносили их ассистенты. Король поп-арта видел в этом автомобиле воплощение скорости, что и постарался запечатлеть. В знак согласия с Уорхолом, на гонках 24 часа Ле-Мана тот самый гонщик, Эрве Пулен, сел за руль М1. Это выступление пришлось на 1979 год – тогда команда BMW заняла второе место в своем классе и шестое в общем зачете.
Уорхол расписывал этот автомобиль, нанося краски различными способами, с помощью подручных материалов и даже пальцами: «Я пытался нарисовать, как выглядит скорость. Когда машина движется на большой скорости, все линии и цвета смазываются, воплощаясь в совсем другой образ»
Особенности: Громкие имена, утробный рык «твин-камов» и разрозненные цветные пятна, на большой скорости сливающиеся в невероятный рисунок. Похоже, именно так и выглядит скорость.
Гадкий секрет кубизма
Если не все знают минивэн Citroen С4 Picasso, названный в честь великого художника, то скажу, что впервые таковой сошел с конвейера еще в 2007 году. Однако у механика Энди Сондерса, уроженца графства Дорсет, Великобритания, были собственные притязания на это название. Англичанин считал, что если какой автомобиль и вправе носить имя прославленного импрессиониста, то и выглядеть он должен сообразно его полотнам. Ни больше, ни меньше…
Следуя им самим установленному правилу, мистер Сондерс раздобыл старый Citroen 2CV, еще раз убедившись, что прозвище «Гадкий утенок» как нельзя лучше подходит этой машине, а затем разобрал ее до последнего винтика. Конечно, это были лишь подготовительные работы предстоящего тюнинга, но вместо эскизов или схем преображенного авто механик повесил перед глазами репродукцию полотна «Сидящая женщина» («Портрет Доры Маар») авторства Пабло Пикассо. Именно эта картина стала исходной точкой в проекте Энди Сондерса.
Кто бы мог подумать, что сочетание этой картины и этой машины приведет к подобному результату…
Кузов несчастного «утенка» механик разрезал на 12 частей. Он вообще проявил небывалую точность и редкостное упорство, чтобы придать им как можно большую асимметрию. Сондерс не пощадил даже оптику и решетку радиатора, налепив их на корпус так, как было душе угодно. К покраске он тоже не был особо притязателен, используя бессовестно яркую палитру, какой пользовался и знаменитый художник. Любопытно, что на выходе Citroen Энди не выглядит кучей разноцветного хлама, а имеет гармоничную завершенность. В мире разумных автомобилей так мог бы выглядеть беглец из сумасшедшего дома, переживший сеанс шоковой терапии.
Невзирая на беспощадный тюнинг, продлившийся 1 200 часов, ходовые качества старика «Де Шво» не пострадали: его двухцилиндровый моторчик все так же разгоняет машину до 65 миль в час, а независимая подвеска по-прежнему безотказна. Авто, кстати, имеет допуск к дорогам общего пользования, а после 2007 года за ним официально было закреплено имя Citroen Picasso (без ущерба для серийных моделей, естественно). Слава механика-чудака не мешает Энди Сондерсу давать бесчисленные интервью, но от приглашений на автошоу он упорно отказывается, поскольку уверен, что если его машина и станет музейным экспонатом, то лишь в галерее Тейт или в Центре Помпиду.
«Я изучал творчество Пикассо и отметил, какие основные цвета он использует. Эту гамму я и применил в своем автомобиле», – комментирует Сондерс. Кстати, лицензию на его вождение он получил только в дневное время. Если заметили, вся головная оптика сосредоточена в одном месте – переднем левом углу, что превращает ночную езду в сумасбродную и опасную затею
Особенности: магнетизм полотен Пикассо так силен, что влияет даже на автомобили. Пусть этот «утенок» не стал красивее, но в харизме однозначно прибавил. Теперь его больше никто не назовет «гадким». Разве что другой городской сумасшедший…
Bentley для улыбок
На сотрудничество с художником компания Bentley Motors впервые отважилась в 2009 году. Приближалась круглая дата – 90 лет со дня основания бренда, и чтобы ее качественно отпраздновать, англичане пригласили Ромеро Бритто, мастера поп-арта. В ходе совместного проекта на свет появился уникальный концепт-кар, созданный по принципу «авторская аэрография + самая крутая серийная модель». То есть, Bentley Continental GT Romero Britto. Или Bentley Britto, если коротко.
История модели Continental GT не блещет красками. Здесь в почете всегда были классический белый и классический черный. В крайнем случае эти цвета смешивали. А в порядке исключения добавляли… розовый
Прежде, чем обнародовать результат, пиарщики компании добросовестно потрудились: до обещанной даты, 7 ноября, Сеть наводнило более 500 тысяч новостей о роли господина Бритто в «семейном» торжестве Bentley! Хотя цель у британцев, стоит отдать им должное, была благородной – они хотели выставить автомобиль на торги, а всю выручку передать в фонд Натали Тоденхофер по борьбе с рассеянным склерозом. Мероприятие, к слову, проходило в Германии, и уникальный Bentley Britto осел-таки в гараже одного из местных толстосумов. Да и как было пройти мимо этого миляги-аристократа, раскрашенного в дурашливый цветочек? Не знаю, как вам, а мне нравится!
Автомобиль с этим бескомпромиссным рисунком блистал на берлинской выставке «Come to my World», во время которой Ромеро Бритто признался, что раскрасил его, чтобы «увидеть улыбки на лицах людей»
Особенности: английское чувство юмора у многих вызывает сомнения, но в работе с художником ребята из Bentley Motors наконец-то познали катарсис. Концепт Britto – настоящий детектор снобизма, который заставит улыбнуться и камень.
Виниловая психоделия
Художник Лоуренс Гартел – классический образчик бунтарских 70-х. Нечесаные патлы, психоделический рок в колонках и скептическая усмешка в ответ на все, о чем болтают по телеку – его визитная карточка. Но даже в эпоху великих экспериментов с музыкой и «веществами» этот парень отличался от своих собратьев, став пионером цифрового искусства. На этой ниве Гартел достиг немалых высот, и его работы не раз выставлялись в Музее современного искусства Смитсоновского института. Обладая крутым нравом, он всегда предпочитал открытую демонстрацию своих взглядов на вещи, что обычно отличались от общепринятых стандартов. Компанию Tesla также нельзя было назвать забитой приспособленкой: работа с бунтарями – едва ли не главный закон, царящий в ее стенах. Так что схлестнуться этим двоим предстояло всерьез.
Внешность электрородстера до встречи с Лоуренсом Гартелом…
Случилось это в 2010-м, сразу после конвейерного запуска модели Tesla Roadster Sport. На рынке новый электромобиль представлял премиум-сегмент, а значит, и реклама ему была нужна соответствующая. Ориентироваться было решено на успехи прошлого, а именно, на те самые «арт-кары» BMW. Для этой цели Лоуренса Гартела и пригласили.
Как ни странно, свое мнение у художника нашлось и об автомобилях. И Tesla повезло, что ее родстер в глазах Гартела стал «одной из самых экстраординарных машин современности». Поездка на нем вызвала в мозгу художника взрыв настолько ядреных эндорфинов, что тот не замедлил запечатлеть их на кузове самого авто. Вихрь психоделических образов, как на ранних обложках The Grateful Dead, пополам с героями фильмов Федерико Феллини породил мощное сочетание, которого так хотела добиться Tesla. Представители компании с гордостью подчеркивают, что ни один дюйм покрытия родстера не остался без внимания мистера Гартела. Уникальность проекта подчеркивает и тот факт, что вместо обычных красок художник использовал виниловую пленку.
И после…Художник, кстати, пребывал в искреннем восторге от такого знакомства. «Я был просто шокирован, когда мною выстрелило, как ракетой. Это было словно полетом на Марс, причем полетом совершенно беззвучным!», – комментирует он свою поездку на Tesla Roadster
Особенности: Разгон до сотни за 3,7 секунды без затрат хоть капли бензина: Tesla Roadster Art Car – это пример того, что люди больше не должны поступаться ни стилем, ни красотой, ни даже производительностью, выбирая электромобиль.
Цветочная живопись
На примере своих предыдущих коллег компания Alfa Romeo смогла убедиться в полезности профильных инсталляций. Поэтому, готовясь в 2011 году представить публике хэтчбек MiTo с новым экологичным мотором JTDM-2 пониженного выхлопа, итальянцы решили для пущего эффекта выпустить арт-кар. Для его оформления пригласили британскую живописицу Луизу Дир.
Полотно, которое художник изобразила на корпусе машины, носит название «Because I Can». На деле эта россыпь цветов с большим портретом 17-летней дочери Луизы по центру есть не что иное как агитка в пользу «зеленых». Большое количество зеленых листочков – символ борцов за экологию – усеявших борта, капот и крышу, как бы невзначай намекает, что выброс СО2 в этой машине составляет всего 95 г/км! Хотя автор картины считает иначе: «Целевой аудиторией MiTo являются успешные и стильные молодые люди с положительным отношением к жизни. Своей работой я хотела подчеркнуть элегантность и красоту этого хэтчбека».
Дабы обозначить важность этого события, компания Alfa Romeo устроила ряд закрытых показов в Лондонской галерее Artica (Ковент-Гарден). Затем экспозиции с арт-каром в качестве главного «блюда» устроили вояж по всей Великобритании, но дальнейшая его участь неизвестна. Однако судя по количеству наград, присужденных этому супермини различными автомобильными изданиями, публика оценила его потенциал. А значит, и шумиха с картинкой была не лишняя.
Особенности: Модель Alfa Romeo MiTo похожа на трогательное насекомое, отчего весь этот цветочный убор ей к лицу. Вот только с пафосом итальянцы, как всегда, переборщили.
В заключение
На примере данных экспонатов современные художники продемонстрировали свою способность творить не только на холсте (и прочих поверхностях), но и на кузове автомобиля. И хотя многие из наших героев готовы подписаться на дорогостоящую халтуру, шедевр при этом им создать вполне по силам. Кто знает, может в далеком будущем подобные изображения вытравят навязчивую рекламу из мегаполисов? Я, к примеру, был бы совсем не против.